Ert Ert Ert
графика
скульптура
живопись
Ert
фотография
предметы
Ert
 
ErtErt Ert Advertising
КАЛЕНДАРЬ ПРОЕКТЫПРОЕКТЫОРГАНИЗАЦИИОРГАНИЗАЦИИПЛОЩАДКИПЛОЩАДКИФОРУМ РЕГИСТРАЦИЯ
Валерий Черкасов
Черкасов Валерий
Черкасов Валерий
Россия, Санкт-Петербург
Индивидуальность вовсе не является самодостаточной реальностью и ограничена условиями лишь одного из бесчисленного множества состояний универсального существования.
Рене Генон

Помещая забытую, загадочную, а кого-то пугающую фигуру Валерия Черкасова (1946-1984) в контекст современного искусства, необходимо провести бюрократическую процедуру перечисления внешних признаков его творчества. Основные сведения о Черкасове, как и обо всем петербургском искусстве, история которого за последние 50 лет только начинает по-настоящему изучаться, носят изустный и полулегендарный, полуанекдотический характер.
По сравнению с нашим временем, когда основная масса искусства производится и имитируется для демонстрации и продажи, целиком находясь во власти пиара, непринужденность Черкасова выглядит особенно контрастно. Черкасов никогда не выставлял своих работ и не принадлежал к художественным группировкам*. Создание тысяч художественных объектов/акций было для него естественной повседневной потребностью – продолжить или проявить то или иное внутреннее состояние “иными средствами”. Это было тотальное погружение в творчество, сплавленное с жизнью и бытом. Новые “ходы” Черкасов изобретал тут же, на ходу, подвергая “художественной обработке” ситуацию и все, что попадалось под руку. На формальном уровне этого художника можно свести к “Ар-брют”, “искусству безумцев” или “Русскому народному концептуализму”, его считала родственным себе группа “Новые художники”, организованная Тимуром Новиковым в 1982 г, но очевидно, что такое отношение будет проявлением искусствоведческой ограниченности или снобизма. “Безумие”, нахождение в “иной реальности” в творчестве той эпохи было не наивностью, а желанным состоянием, которое изобретательно стимулировалось/искалось в спонтанности. В своих артистических жестах Черкасов сплошь и рядом предвосхищал будущее искусства.
После таинственной смерти художника в 38-летнем возрасте его работы оказались на помойке: родственники не видели в них произведений искусства. Часть работ (около 8000) были подобраны Тимуром Новиковым и Евгением Степановым, что позволяет судить обо всем творчестве Черкасова, основу которого составляют “микропроизведения” – фотографии и серии разнообразных абстракций на бумаге форматом с пачку сигарет. И хотя творчество Черкасова отнюдь этим не исчерпывается, за ним закрепилась репутация “микроискусника”. Большинство произведений художник тщательно нумеровал, а иногда ставил дату, что позволяет проследить интенсивность его работы и развитие изобразительного языка. Некоторые работы имеют надписи на обороте, часто на английском языке. Большая часть произведений Черкасова сейчас находится в собрании Ксении Новиковой. Некоторое количество работ попало в частные коллекции России и США. 12 абстракций крупного формата хранятся в собрании Русского музея.
Композиция №.Композиция №.Композиция №.
Композиция №.Композиция №.Композиция №.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14