Ert Ert Ert
графика
скульптура
живопись
Ert
фотография
предметы
Ert
 
ErtErt Ert Advertising
КАЛЕНДАРЬ ПРОЕКТЫПРОЕКТЫОРГАНИЗАЦИИОРГАНИЗАЦИИПЛОЩАДКИПЛОЩАДКИФОРУМ РЕГИСТРАЦИЯ
«Ремесленный портрет 30-х годов ХХ века»
Россия Санкт-Петербург
Основан в 0000 г.
«Ремесленный портрет 30-х годов ХХ века»

Государственный центр фотографии продолжает проект «Фотоминиатюра», в этот раз на суд зрителей представлена выставка «Русский ремесленный портрет 30-х годов ХХ века»
Выставка ремесленной фотографии демонстрирует группу произведений, обладающих особыми признаками: статично изображенные фигуры, обычно в анфас, нарисованный художником самоучкой фон, так называемый задник и фотобланки почтовых открыток, использованные для печати, размером 13,5 х 9 см. Эти произведения, выполненные неизвестными авторами, подражают кабинетным портретам дореволюционных профессиональных фотографов.
В 20- 30 –е годы все профессиональные фотографы перешли на государственную службу и были призваны участвовать в наглядной агитации и обслуживать идеологию нового Советского государства.
После ликвидации НЭПа все многочисленные частные фотографии-ателье были либо закрыты, либо объединены в крупные государственные производства. Появилось множество безработных фотографов самоучек, которые находили себе пропитание, путешествуя по необъятной стране с фотоаппаратом и с самодельным живописным фоном. Заезжая в провинциальные города и деревни, на стройки и в колхозы, туда, где был платежеспособный спрос на фотоуслуги, они устраивали свои походные «ателье» в любом подходящем и хорошо освещенном месте. Они устанавливали камеру, вешали живописный задник на стену дома, забор или бельевую веревку, расставляли бутафорский антураж и быстро, в очередь, снимали публику. А для печати фотографий использовали старые дореволюционные запасы фотобумаги для почтовых открыток (в это время для почты изготавливали открытки более крупного формата и поэтому государство не могло использовать эти фотобланки для своей продукции, очевидно, только такую бумагу и можно было купить свободно в 30-е годы).
Изучая эти изображения, мы видим в них особый пласт народной культуры, т.н. примитив. Эти карточки продолжают традицию парсунного портрета, и напоминают нам серии гравюр и фарфоровых фигур: «русские типы», «торговцы и ремесленники» и «народы России» XVIII-XIX веков.
Публика, которая снималась в таких «ателье», прихорашивалась и приодевалась. Мы видим на этих моделях характерные типы праздничного костюма конца 30-х годов. Советские люди с удовольствием снимались на фоне пальм и дворцов, желая попасть в райские кущи хотя бы на фотографии. Однако повседневность проступает в таких деталях изображения, как незакрытые обшарпанные стены по краям, незастеленные полы, просто земля или утоптанный снег.

куратор Ольга Корсунова.